КУДА ВЕДЕТ «ПИРАМИДА» РОССИЙСКИХ ВУЗОВ?

Россия – страна с уникальной историей высшего образования. Здесь были открыты университеты на подобии Германии и Франции, внедрялись идеи Австрии и Италии, создавались собственные инструменты управления и созидания. Перипетии сложных исторических событий: сначала революция, потом тяжелая отечественная война, а затем либеральный поворот России в сторону рыночной экономики и демократии смогли деформировать и изменить не только систему но и умы тех кто учил и учит, кто учился и учится. Образовательная реформа 2012 года, последующая её реализация и вносимые корректировки, породили значительное количество новейших перемен. Например, государство отказывается от чрезмерного давления на вузы, или просто не мешает работать так как того просят руководители вузов. Другой пример, российские власти не ограничивают, а даже наоборот не устанавливают верхних планок на приём студентов на внебюджетной основе, мол, кто имеет деньги имеет право получать высшее образование. По крайней мере попытаться его получить. Именно так, государство рассуждает в отношении вузов. Если вуз не зарабатывает огромное количество денег значит он не успешен на рынке и должен уйти и, что самое плохое в этом, государство поможет ему сделать это. Однако, такой подход министерских чиновников и управленцев из Рособрнадзора весьма избирателен. В последние годы государство стремительно наращивает финансовую, административную и иные виды помощи только отдельным вузам. На вершине российской вузовской пирамиды располагаются МГУ и СПбГУ. Президент даже подписал отдельный федеральный закон о их правовом статусе. Далее располагаются федеральные университеты, потом национальные исследовательские университеты. Этим образовательным организациям предоставлен ряд преференций, например, разработка собственных образовательных стандартов. Далее располагаются университеты и академии субъектов РФ. Основанием пирамиды являются институты. В соответствии с методическими указаниями и многочисленными административными регламентами Министерства высшего образования и науки РФ (Министерства образования РФ – упразднено в 2018 г.) теоретически на ступеньку выше может подняться любая образовательная организация, работающая в сфере высшего образования. Вот лишь некоторые условия, например, чтобы получить статус академии необходимо иметь годовой объем финансирования научных исследований на пять и более миллионов рублей. Уже для звания университета образовательной организации необходимо вести научные разработки по 7 и более отраслям науки и меть более десяти миллионов рублей годовых инвестиций на научные исследования. Разделив вузы по признаку «достаточности и не достаточности» чиновники с одной стороны выстраивают иерархию, где каждый вуз будет четко выполнять свою роль во всей системе образования. С другой стороны, вузы России еще больше рискуют быть зависимы от административного управления государства, а особенно от его денег, что касается в первую очередь государственных вузов. Более того, любая зависимость вузов от государства лишает их собственной инициативы и предприимчивости, а значит, попирает академическую свободу, о которой только ленивый человек не говорит. Академическая свобода провозглашена и закреплена в болонской декларации, к которой присоединилась Россия. Для того чтобы сотрудничество с европейскими вузами становилось более продуктивным необходимо не разделять и не объединять, а наоборот стараться уравнивать возможности каждого вуза, как например это делают ведущие европейские системы образования, и вузовская пирамида явно этому не способствует.

 

 

Председатель Европейского университетского союза, руководитель компании Европейское высшее образование и European higher education. Преподаватель, магистр права и международной экономики.

Instagram kiselev07

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.