Дикие животные

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР на тему «Дикие животные»
Образовательная область: «Познание»
Тема совместной образовательной деятельности: «Дикие животные»
Задачи деятельности:
1)Коррекционно-образовательная задача – уточнить и расширить знания детей о диких животных (жилища, детёныши, питание); Расширять и активизировать словарный запас детей по лексической теме.
2)Коррекционно-развивающая – Развивать внимание, восприятие, мышление, мелкую моторику детей.
3)Коррекционно-воспитательная — воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
Картинки силуэты (тень) диких животных и их «натуральный» вид; картинка птицы в гнезде с яйцом; макет-плакат с изображением леса; картинки, вырезанные по контуру диких животных и их детёнышей; текст сказки «Как лосёнок маму искал»; презентация на ноутбуке.

Ход ханятия
-Ребята, сегодня, когда я шла к вам в гости, мне по дороге передали для вас красивый конверт. Интересно от кого же он. (Читаем, на конверте написано – детям группы от Старичка Лесовичка»). Давайте откроем и посмотрим что внутри. (открываем и читаем письмо):
-«Дорогие ребята, в нашем лесу, творится что-то странное. Все звери забыли, где они живут, чем питаются и даже незнают кто их детёныши. Всё в лесу перепуталось. Даже медведь и ёж не легли в зимнюю спячку и ходят хмурые. Ребята помогите, пожалуйста, зверям вспомнить, кто они такие».
-Ребята, поможем?
-А, кто же живёт в лесу? В лесу, такой переполох, что, да же, мои картинки из цветных превратились в чёрно белые. Попробуйте догадатся, кто из животных сдесь изображон.
Игра «Чья тень» (показываю чёрную тень животного, а дети называют какое это животное, переворачиваю картинку и помещаю на доску: медведь, заяц, лиса, лось, волк, белка, ёж, кабан, бобёр, рысь).
Молодцы. Ребята, послушайте даже какое стихотворение про животных я знаю:
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Беседа
-Как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
-Где живут эти животные? (В лесу)
-Как по-другому можно назвать лесных животных? (Дикие животные)
-Почему? (Сами себе добывают пищу, сами заботятся о себе и о своих детёнышей, сами строят или ищат сабе жилище)
-Как называют по-другому животных? (Звери)
-Почему звери, а не птицы? Давайте сравним и найдём отличия? (картинка птицы в гнезде с яйцом для сравнения с животными)
тело покрыто шерстью, а не перьями;
у них четыре лапы, а не две;
нет крыльев, значит не летают, а передвигаются по земле или прыгают по веткам деревьев;
нет клюва, а есть — морда;
не откладывают яйца, а вынашивают детёнышей;
выкармливают детёнышей молоком
Молодцы, вы много нашли отличий и знаете, чем отличаются звери от птиц.
— Ребята, в письме Старичок Лесовичок, написал, что звери забыли даже, где они живут. А вы знаите как называются их жилища?
— У меня, как раз есть очень интересная презентация, о диких животных. Может она вам поможет узнать что нибудь новое. Смотрим очень внимательно, что бы всё запомнить.
(Показ презентации с кратким рассказом о животных)
— Вы так внимательно слушали, и теперь сможете разместить животных в свои жилища.
( Предлагается детям по очереди выйти к мальберту и на макет-плакат с изображением леса, разместить диких зверей.)
Игра «Кто где живет?»
У лисы дом называется – нора. Лиса живет в норе.
У медведя дом – берлога. Медведь живет в берлоге.
У волка дом называется логово. Волк живет в логове.
Заяц живет под кустами.
У ежа дом называется норка. Ёж живет в норке
У белки домик – дупло. Белка живет в дупле.
Лось живет вдалеке от людей, в чаще.
Бобры живут в хатках (или их называют норами, которые они роют в воде около плотины)
Рысь живёт в норе под упавшими деревьями.
Кабан живёт в норе, в зарослях леса.
— Вы помогли каждому животному найти свой дом. Какие вы молодцы.
-Устали? Вставайте, мы поиграем в игру, «Кто как передвигается»
Физкультминутка
Игра « Кто как передвигается?»
Заяц и белка прыгают;
Лиса крадётся;
Волк рыщет;
Медведь ходит неуклюже;
Олень быстро бегает.
(Дети имитируют движения животных, после присаживаются на свои места.)

— А вы сказки любите, тогда слушайте внимательно сказку «Как лосёнок маму искал».
«Однажды девочка собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
— Мама! Мама!
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
— Что случилось? Ты потерялся?
— Да, я потерял маму.
— А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыжий хвостик?
— Нет, — горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
— Наверное твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
— Нет,- продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:
— Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
— Нет, — продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
— Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
— Нет! Нет, — зарыдал малыш.
Из-за дерева выбежала лисица. Она спросила:
— Наверное у твоей мамы пушистая рыжая шубка и вытянутая мордочка?
— Нет, нет — продолжал плакать малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха.
— Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? — поинтересовалась она.
— Нет же, — неожиданно рассмеялся малыш.
— Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?
— Да уж, — засмеялись все лесные мамы. — А какая же твоя мама?
— Моя мама – самая красивая. Она тёмно коричневого цвета, шерсть гладкая и переливается на солнце. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
— Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная  лосиха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы. А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.»
— Понравилась сказка. Какой молодец лосёнок, не забыл приметы своей мамы (помещаем лосёнка на макет-плакат, рядом с картинкой лося), а давайте другим детёнышам диких животных поможем, то же отыскать свою маму.
Игра «Найди маму»
— Я буду говорить приметы мамы дикого животного, а вы догадайтесь о ком идёт речь, и назовите детёныша (в процессе ответа помещаю детёныша рядом с животными на макет-плакат)
Трусливая, длинноухая, летом серая, а зимой белая. (Зайчиха, детёныш лисёнок)
Бурая, косолапая, неуклюжая. (Медведица, а детёныш медвежонок)
Серая, злая, голодная, хищная. (Волчица, а детёныш медвежонок)
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лисица, а детёныш лисёнок)
Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Бельчиха, а детёныш бельчонок)
Колючая, запасливая, ночная охотница (Ежиха, а детёныш ежонок)
Грозная, усердная, хорошо копает рылом (Кабаниха, а детёныш кабанёнок)
Хорошая плавчиха, трудолюбивая, острозубая (Бобриха, а детёныш бобрёнок)
Пятнистая, ловкая, быстрая (Рысь, а детёныш рысёнок)
— Молодцы, нам только осталось помочь вспомнить, чем же питаются дикие животные и подобрать им угощение. Хорошо подумайте и вспомните, кто, чем питается, и соедините угощения с животным. (Работа с карточками, после спрашиваю ребят, какое у них дикое животное и чем оно питается).
— А, как вы думаете, почему медведь и ёж зимой впадают в спячку. (Потому что, они не делает запасов на зиму. Они в основном употребляют растительную пищу, но с приходом зимы она пропадает. За теплое время года медведи и ежи накапливают достаточный слой жира в своем теле. Когда медведь и ёж не могут найти себе достаточное количество пищи, они заползают глубоко к себе в берлогу или нору, и засыпают до наступления тепла. В это время они совсем не питаются, а живет за счет накопленного за лето жира.)
— Ребята, вы сегодня такие молодцы, что помогли вспомнить, где они живут, чем питаются, кто их детёныши. Я обезательно напишу письмо Старичку Лесовечку, ваши ответы. А вы узнали сегодня что-то новое? (спрашиваю каждого).

Comments are closed.