Доступный Класс в обучении детей с особыми образовательными потребностями. 

Доступный Класс в обучении детей с особыми образовательными потребностями 

Понятие «дети с ограниченными возможностями» характеризуется наличием недостатков в физическом и /или психическом развитии,  ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способами считающимися нормальными для человека данного возраста. Это понятие подразумевает чрезмерность или недостаточность в поведении или деятельности по сравнению с общепринятым, может носить временный или постоянный характер, а также являться прогрессирующим и регрессивным.

В основе педагогической классификации понятия «ограниченные возможности здоровья» лежит степень нарушений и характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 
1)дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

Одной из важнейших потребностей является потребность в образовании, которая представляет собой социокультурный контур, имеющий структуру с обозначенными потребностями в знаниях, умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации, самоактуализации.

Вопросы связанные с всесторонним развитием личности, обучения,  предоставления доступа к знаниям, социализации, интеграции и адаптации в обществе детей с ОВЗ частично решаемы с помощью использования информационно-коммуникационных технологий, интернет ресурсов и цифровых образовательных платформ. 

Цифровая среда открывает возможности для интеграции цифровых платформ и ресурсов в единую цифровую образовательную эко-систему.

В Цифровой среде Цифровая Платформа становится единой точкой входа для детей, родителей и педагогов, открывающая доступ к специализированному, или адаптированному образовательному контенту, разного рода сервисам, методическим рекомендациям, консультациям и сопровождению родителей детей с ОВЗ.  

Для детей с ОВЗ на Цифровой Платформе при наличии индивидуального логина и пароля для входа, через единую точку входа реализуется возможность доступа в класс на урок, общения с одноклассниками и сверстниками, участие в групповых проектах онлайн, знакомство с профессиями и работодателями. В личном кабинете пользователя предоставляется доступ к адаптированным образовательным материалам, играм и образовательно-игровому контенту, который, в тч может быть создан с применением технологии виртуальной реальности. Доступ в класс позволяет включиться через сеть интернет на индивидуальные занятия с педагогами, занятия в малых группах, или на урок в класс, а так же, оставаться на связи с классом в период реабилитации, или временного ухудшения здоровья.  

Уникальным примером реализации доступа в класс через сеть интернет и создания для подключенных условий максимально приближенных к реальному нахождению в классе является проект  Доступный Класс.  

С 2010-2011г. Автором концепции совмещения онлайн с оффлан и создания  условий, максимально приближенных к реальному нахождению в классе для детей, по разным причинам отсутствующих на уроке и подключенных через сеть интернет в класс в здании школы. (Дистанционная образовательная технология «Доступный Класс») стал неравнодушный родитель, Самборская Любовь Николаевна — заместитель председателя Экспертно-Консультативного Совета Родительской Общественности при Департаменте Образования города Москвы. 

C 2012г. Создание прототипа и подготовка к апробация программы «Доступный Класс» стало общественной инициативой для неравнодушных родителей, которым важно дать знания и научить не только своего ребенка, но и тех детей, которые находятся рядом.

Содержание этого проекта состоит в следующем: были разработаны уроки с применением двухсторонних информационных технологий онлайн-связи учителя, который непосредственно ведет занятие, и ребенка (либо родителя), находящегося дома. 

Суть разработанной информационной платформы состоит в следующем: ребенок работает дистанционно, в рамках виртуального класса. Для этих целей используется формат включения ребенка в урок (либо отдельную консультацию) путем интернет-доступа с использованием  ноутбука или стационарного компьютера, веб-камеры, гарнитуры. 

Включение выбирается родителем, либо самим учеником. Подключение происходит в режиме реального времени, к конкретному уроку, который ведет конкретный учитель в конкретном классе, в соответствии с расписанием  и общим учебным планом. При этом устанавливается двойная форма взаимодействия учителя и ученика: словесный диалог (вопрос-ответ) и отображение вопросов и ответов на электронной доске, которую видят все участники урока (в классе и дома). 

Для этих целей используется следующая программная модель: создается единый образовательный контент для вышеперечисленных информационных средств, используемых в системе образования города. В процессе работы у учителя открывается доступ как на взаимодействие с ребенком, находящимся вне класса, так и у ребёнка открывается доступ к взаимодействию с учителем, находящимся в классе. 

В результате их коммуникации накапливается необходимый материал для включения ребенка в учебный процесс класса. Ребенок, сидя дома за компьютером (ноутбуком), видит и слышит класс и процесс урока, класс видит и слышит его (ребенка, находящегося на удалении), электронная доска доступна для ответа удаленному ученику, и все его письменные ответы видны в классе, и слышны устные. Ребенок тем самым находится в полном погружении в урок и работает на удалении в своем классе и получает необходимый объем знаний, который оценивается наравне с учениками в классе.

Первые апробации использования такой платформы в детских садах и школах города Москвы начались с 2013 года, показав большую заинтересованность как учителей, так и родителей и самих детей, которые действительно не хотят отставать от школьной программы. При этом абсолютно четко просматриваются результаты, которые исключают серьезные пробелы в освоении учебных материалов в результате использования этой информационно-образовательной программы. 

Эта программа достаточно мобильна, в необходимой степени открыта и доступна, она может быть конвергентно наполнена, что позволяет предположить перспективу на дополнительные качественные результаты знаний школьников. При этом сохраняется ведущий принцип педагогического процесса – системно-деятельностное овладение учащимися материалом, умение школьника находить правильные ответы и независимо от обстановки оперировать этими ответами перед классом, учителем. 

Для педагогов на Цифровой Платформе с единой точкой входа через сеть интернет появляется возможность профессионального роста, участия в профессиональных профильных сообществах, проведения открытых уроков, поиска студентов-практикантов, будущих специалистов и сотрудников образовательной организации, доступа к педагогическим практикам, показавшим высокие результаты, транслировать накопленный опыт и получить оценку сообщества, найти единомышленников и провести сетевую апробацию той, или иной педагогической идеи. 

В работе с детьми с ОВЗ Доступный Класс позволяет организовать подключение ребенка через сеть интернет в класс, максимально включить в урок и на равных оценивать как  детей подключенных  через сеть интернет, так и сидящих за партами в классе. Организовать постепенную социальную адаптацию, познакомить с одноклассниками для последующей возможной интеграции в коллектив, а так же, оставаться на связи с учеником в период реабилитации. Проводить занятия и консультации специалистов с детьми с ОВЗ в малых группах, или индивидуально, проводить консультации и поддержку родителей детей с ОВЗ. Проводить очную аттестацию с формированием подтверждающего видеофайла, накапливать успехи и достижения.

Доступный Класс поможет остаться на связи с классом и учителем, откроет доступ к знаниям каждому ребенку из всех уголком нашей страны, а так же, для детей не имеющих возможность присутствовать на уроке в классе предоставит Доступ в Класс через сеть интернет и поможет создать условия максимально приближенные к реальному нахождению в классе, поможет сократить количество пропущенных уроков и восполнить основные пробелы в знаниях. 

Доступный Класс — это не вэбинар!  Доступный Класс позволяет подключенным детям через сеть интернет в полной мере на равных участвовать в уроке, из дома отвечать и писать на доске таким образом, что ответ в равных условиях виден, слышен и может быть продолжен письменно и устно учителем, другими ребятами так же подключенными в класс через сеть интернет, или  учениками, сидящими в классе за партой.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.