ФРАКТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.

Повышение мотивации — важная задача для средней школы. Поэтому для ее решения используются различные способы. Мы использовали фракталы во время внеучебных занятий с использованием Живой математики. Результаты показали повышение интереса к математике. Данный подход оказался достаточно эффективен.

В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

Основными задачами были поставлены:

  • формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;
  • расширение области пространственного опыта
  • развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;
  • стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.

На одной из конференций TED 2010 года франко-американский легендарный математик Бенуа Мандельброт рассказал, как математика помогает найти закономерности в самых замысловатых природных узорах и изломах.

Фрактальные воззрения «облегчают» познание мира, потому что фракталы позволяют компактно сжимать информацию, удобно строить модели, более эффективно составлять прогнозы, описывать самоорганизующие процессы [1]. В науке до образования понятия фрактала были подобные воззрения.

При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.

Теория  фракталов  применяется  и  при  изучении  структуры  Вселенной.

В  биологии  можно  рассмотреть  такие  примеры,  как  биосенсорные  взаимодействия  и  биения  сердца,  моделирование  хаотических  процессов.  Фракталы  используют  в  своих  произведениях  и  художники,  и  дизайнера,  и  композиторы.

С целью активизации всех мною разрабатывается комплекс творческих проектов для учащихся 5 – 11-х классов по математике, в частности по геометрии. Выполнение из класса в класс комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению математики, помогает учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяет учащимся реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки.

К первой относятся исследовательские и творческие работы при изучении математики в 5 – 6-м классе с введением курса наглядно-практической геометрии.

Математика нужна не как шкатулка малонужных знаний, а как школа рационального мышления.

Фракталы  позволяют  посмотреть  на  математику  совсем  с  другой  стороны,  открывают  нам  глаза.  Казалось  бы,  производятся  обычные  расчёты  с  обычными  цифрами,  однако  это  даёт  нам  по-своему  уникальные,  неповторимые  результаты,  которые  позволяют  почувствовать  себя  творцом  природы.  Фракталы  дают  понять,  что  математика  —  это  тоже  наука  о  прекрасном.

Comments are closed.