ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ РИТУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УДК: 159.99

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ РИТУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

Горлова Анастасия Сергеевна

 

Таврическая академия (структурное подразделение)  ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

E-mail: nastyusha.gorlova.98@mail.ru

Аннотация. В рамках данной статьи приводиться теоретическое исследование психологических особенностей индивидов использующих ритуальные действия. Описывается специфика ритуальных действий и причины их обуславливающие.

Ключевые слова: ритуал, локус контроля, обсессивно-компульсивная личность, акцентуация.

Цель: Провести психологические исследование личности индивида прибегающего к ритуальным действиям.

Введение: принято считать, что люди стремятся к удовлетворению собственных потребностей и самореализации себя как личность. Социальные отношения являются довольно сложным элементом жизни человека, и для достаточно эффективной реализации потребностей завязанных на взаимодействии с другими людьми, субъект должен обладать множеством качеств, которые бы ему в этом помогали. К таким качествам необходимо отнести стрессоустойчивость, которая крайне необходима в современную эпоху быстрого развития всех отраслей человеческих взаимодействий. Все находиться в квазихаотическом движении, за которым необходимо успевать и самому человеку, а страх не справиться с поставленными задачами может вызывать высокий уровень напряжения и стресса, которые, в свою очередь, приводят к необходимости использования различных механизмов понижающих уровень напряжения. Одним из таких механизмов принято считать феномен ритуальных действий, использование которых очень распространено.

Основное изложение материала. Предполагается, что человек, использующий ритуалы в обыденной жизни для удовлетворения своих потребностей и для достижения желанных целей, обладает такими индивидуально-типологическими особенностями как: обсессивно-компульсивная организация личности, высокий уровень тревожности и экстеральный локус контроля.

Прежде, чем рассмотреть данные особенности личности и их связь с применением ритуала, следует ознакомиться с некоторыми понятиями.

Для более четкого понимания вопроса необходимо внести краткое определение, для возможности дальнейшего продвижения по тематике данной статьи. Ритуал — это специфическая стереотипно последовательная совокупность действий, объединяющая в себе жесты, слова и объекты, которые выполняют на определенном месте с целью влияния на сверхъестественные силы или существа с целью получения определенных благ.

В контексте обсессивно-компульсивной личности мы можем говорить, как о акцентуации данной характеристики, так и о типе личности. Акцентуация в переводе с латинского означает подчеркивание, или иными словами, крайнюю выраженность чего-либо. Акцентуация – это такой аспект личности индивида, при котором яркую окраску приобретает какая-либо форма поведения, которая является первостепенной в характеристике человека. Эта выраженность черты является характерологической для определенного индивида. Акцентуации могут быть обусловлены условиями внешней действительности, при которой индивид испытывает изменения в себе, в силу окружающего воздействия. Приспосабливаясь субъект изменяется и сам. Другими словами, акцентуация – это такая форма нормы, при которой определённая черта личности выражена, но при этом не мешает человеку взаимодействовать с миром и окружающими [4].

Разработал концепцию акцентуаций Карл Леонгард, а в отечественную парадигму ее ввел и развил А. Е. Личко. По мнению Личко, «акцентуации личности» слишком содержательное и многогранное понятие, по этому он, в свою очередь, считает что акцентуация может соотноситься только с чертами характера [2]. А если говорить об личности, то тут больше, по мнению Личко, можно говорить о психопатии.

А. Е. Личко считает, что существует две формы акцентуаций: явная и скрытая акцентуации. Первый вариант характеризуется своей крайностью, максимальной выраженностью черты. Явная акцентуация проявляется практически во всех аспектах жизни человека. Скрытая считается нормой, так как проявляется лишь в некоторых аспектах жизни человека, практически не приносит вреда, но к тому же может и нести определенную пользу если уметь ее правильно применить [3].

Существует множество классификаций акцентуаций характера (по Личко, Леонгарду, Шмишек и т.д.). В данной работе мы будем рассматривать типологию личностей по Ненси Мак Вильямс [5]. Она проводит классификацию личностей исходя их психологических защит, которыми пользуется личность. Чем более выражен защитный механизм, которым пользуется субъект, тем более акцентуированным можно считать его личность. В типологии Мак Вильямс есть обсессивно-компульсивно организованная личность о котором мы дальше и будем говорить.

Этот тип личности наиболее точно характеризует субъекта, постоянно применяющего ритуал в учебной деятельности, в частности, в особо важных жизненные ситуациях, которые могут вызывать высокий уровень напряжения и тревоги.

Люди с наличием данной акцентуации стараются держать свои эмоции и чувства под контролем, замещая их рационализацией и компульсивной деятельностью [5]. Так, человек, желая вытеснить чувство страха и волнения перед экзаменом, совершает определенный ритуал (компульсивную деятельность) — кладет монетку под обувь, произносит заветные слова определенное количество раз, многократно стучит по дереву и так далее, таким образом успокаивая себя и сохраняя ситуацию под контролем. Тем самым он также избавляется от чувства вины, так как теперь он считает, что сделал все, что мог для успешного достижения желаемого результата, и за бездеятельность и халатность его уже нельзя упрекнуть.

Люди обсессивной структуры характера были описаны Фрейдом как «методичные, упрямые, скупые; другие описывают их как упорных, дисциплинированных, перфекционистов, пунктуальных, дотошных, скупых, экономных, склонных к умствованию и резонерству по незначительным поводам. Пьер Жане описывает подобных людей таким образом: ригидные, негибкие; им недостает адаптационной способности; подчеркнуто добросовестные; любят порядок и дисциплину; проявляют настойчивость даже перед лицом непреодолимых препятствий. Они в целом надежны, на них можно положиться, они люди высоких стандартов и этических ценностей. Они практичны, аккуратны и щепетильны в отношении моральных требований. В условиях стресса или повышенных нагрузок эти личностные черты могут преобразоваться в симптоматическое поведение, которое затем может приобрести характер ритуала» [8].

Человеку с данной акцентуацией свойственна высокая педантичность и щепетильность в различного рода деятельности.

Так, человек, использующий определенные ритуалы в своей деятельности, более щепетилен и тщателен в подготовке, более педантичен в мелочах, чем остальные.

Есть определенные критерии, по которым можно определить наличие данной акцентуации [1]. Чтобы выявить обсессивно-компульсивный тип, необходимо обладать следующими нижеперечисленными поведенческими признаками:
1) постоянные неуверенность в правильности своих действий, сомнения и чрезмерная предосторожность;

2) постоянный акцент на деталях, озабоченность правилами, перечнями, порядком, организацией или планами (тонкости нюансов применения ритуала зависят от его эффективности);

3) перфекционизм, попытки достичь максимального результата в своей деятельности сопутствующие постоянными проверками (тщательное и дотошное исполнение ритуала, которое доводится до совершенства, пока человек не обретет внутреннюю уверенность в его эффективность);
4)  чрезмерная добросовестность и скрупулезность;
5) неадекватная озабоченность продуктивностью и эффективностью в ущерб получению удовольствия и межличностным отношениям вплоть до отказа от них;
6) чрезмерная педантичность и следование социальным условностям (точность применения проверенного ритуала, отсутствие творческого подхода к делу);

7) ригидность и упрямство;
8) необоснованное настаивание на точном подчинении других собственным привычкам или столь же необоснованное нежелание позволить им самим что-либо делать.

Так, субъект, использующий ритуал перед ответственным моментом в жизни, более склонен мысленно возвращаться к уже исполненной работе, перепроверять правильность ее выполнения (правильность соблюдения ритуала) и менее сконцентрирован на реальных событиях.

«Основные конфликты при обсессивно-компульсивном неврозе и типе характера предполагают исходящие из Сверх-Я тревогу и чувство вины в связи с фаллически-эдиповыми импульсами, аффектами и идеями, обретающими форму фантазии. Этот конфликт в дальнейшем усиливается магическим мышлением; многие обсессивные индивиды сознательно или бессознательно верят, что желание означает совершение, а подумать о чем-то значит сделать это» [8].

Так, субъект, применяющий ритуал, в большей степени обладает магическим типом мышления, так как верит, что его мысли и фантазии материальны и обязательно должны осуществиться в реальности вне зависимости от него самого.

«Компульсивное поведение выдает и бессознательные фантазии о всемогущественном контроле. Эта динамика связана с попытками человека предупредить преступления путем установления контроля» [10].

Таким образом, применяя ритуал, индивид обретает ощущение всемогущего контроля и веру в свою способность магическим образом повлиять на ход событий с помощью ритуала.

«Изменение привычного состояния напоминает о преходящем, об изменчивости, которую личности с преобладанием навязчивостей (обсессивные) хотели бы, по возможности, уменьшить. В связи с этим они пытаются найти или восстановить уже изведанное и проверенное. Осторожность, предвидение – долгосрочное целенаправленное планирование, вообще, установка на длительный период существования и продление существующего – все это связано с упомянутой потребностью. С точки зрения содержания страха данная проблема описывается как страх перед риском, перед изменениями, перед преходящим» [6].

Так, применяя ритуал, индивид обеспечивает себе гарантию проверенного и предсказуемого дальнейшего события, к которому он готовится таким образом, тем самым избегая страха неизведанного, не подлежащего контролю будущего.

Таким образом, человек, применяющий ритуал, может обладать рядом особенностей, свойственным личности с обсессивно-компульсивной акцентуацией характера:

  1. Наличием высокого уровня контроля над чувствами и эмоциями.
  2. Высоким уровнем педантичности и щепетильности по отношению к определенному виду деятельности.
  3. Наличием страха перед непредсказуемостью, изменчивостью и бесконтрольностью событий.
  4. Наличием магического типа мышления, чувства всемогущего контроля.
  5. Наличием склонности мысленно возвращаться к прошлому, к исполненной работе, и многократно перепроверять правильность ее выполнения.

Таким образом, можно обнаружить связь между наличием обсессивно-компульсивного типа акцентуации характера и спецификой применения ритуала человеком в каком-либо виде деятельности.

Перейдем к другой особенности личности, применяющей ритуал, а именно к экстернальный локус контроля.

Прежде, чем рассматривать данную характерологическую особенность, следует ознакомиться с понятием локус контроля.

Понятие введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году. Локус контроля – это специфическое свойство личности, посредством которого человек воспринимает события происходящие с ним чрез призму своей причастности и своего влияния на них, или же как события, которые ни каким образом не зависят от человека, а происходят по причине только внешних факторов. Исходя из локуса контроля, присущего тому или иному индивиду, можно делать предположение о том каким образом он будет реализовать себя в жизни, активным или пассивным. Так же позиция локуса контроля определяет степень ответственности человека за свои поступки.  Джулиан Роттер считал, что Локус контроля представляет из себя осмысленное представление о себе и окружающем мире в совокупности, которые дают человеку некую точку опоры [7].

Существуют два вида локуса контроля:

  1. Экстернальный локус контроля.
  2. Интернальный локус контроля.

Приписывание причинностей внешним факторам соответствует Экстеральному (внешнему) локусу контроля. Экстернальный тип — человек с низким уровнем субъективного контроля. Считается, что именно такой тип личности более склонен использовать ритуалы в своей деятельности, так как внешним факторам успеха он доверяет больше, чем внутренним, и возлагает большие надежды на внешнее стечение обстоятельств, чем на внутреннюю готовность.

Приписывание субъектом результатов его деятельности собственной фигуре соответствует внутреннему (интеральному) локусу контроля. В данном случае индивиду свойственно воспринимать происходящие вокруг него события, напрямую связанные с ним, с его деятельностью, с собственными внутренними факторами и принимать за последствия ответственность [7].

Возьмем к примеру успешную сдачу экзамена. Студент с преобладающим внутренним локусом контроля припишет положительные результаты своему усердию и старательной подготовке, своему высокому уровню знания предмета. Студент же с преобладающим экстернальным локусом контроля припишет успех внеше удачно сложившимся обстоятельствам, магическому действию примененного ритуала перед экзаменом и т.д. И наоборот, при плохом результате студент с интернальным локусом контроля будет обвинять себя и свой низкий уровень подготовки, а студент с экстернальным локусом контроля – неудачно выполненый или недейственный ритуал. Таким образом, наличие экстернального локуса контроля помогает человеку снять с себя груз ответственности за личностные неудачи и перенести его на внешние факторы.

  1. Левенсон в своих работах выделила три вида локуса контроля:

— интернальность,

-экстернальность, связанную с чувством беспомощности и зависимости от других,

-экстернальность, связанную с чувством неструктурированности окружающего мира и фатализмом.

В нашем случае следует рассматривать экстернальность, связанную с чувством фатализма и передачей ответственности внешним высшим силам, так как человек, использующий ритуал, который, как он полагает, поможет ему при в сложной ситуации, рассчитывает на защиту и поддержку со стороны высших мистических сил.

Считается, что экстерналы обладают более высоким уровнем мотивации чем интерналы, исходя из этого предположения возникает идея о том, что и конформизм более присущ экстерналам. Считается, что чем больше человек видит собственное влияние на свою жизнь, то тем больше шанс того, что он сможет найти смысл или смыслы в жизни [7].

Как уже упоминалось, позиция личности с экстернальным локусом контроля сходна с позицией жертвы. Жертва так же характеризуется неспособностью что-либо изменить или повлиять на исход событий, непосредственно с ней связанный. Верней, способна, но полностью убеждена в обратном. Таким образом, данная позиция человека позволяет ему получать вторичную выгоду. Демонстрируя свою беспомощность и беззащитность, человек полностью снимает с себя ответственность за последствие своих действий, приписывая ее внешним силам, тем самым залучается поддержкой и сочувствием окружающих его людей.

Таким образом, индивид, рассчитывающий на влияние внешних факторов, обеспечивающих успешность его деятельности, снимает с себя часть груза личностной ответственности и возможности повлиять на ход событий и передает власть и собственную судьбу в другие руки (в руки более значимых и влиятельных сил). Этому так же способствует чувство собственной неуверенности и неполноценности.

Вывод: Таким образом, мы теоретически выявили связь между наличием экстернального локуса контроля и спецификой применения ритуала человеком в каком-либо виде деятельности.

Список литературы

 

  1. Байбурина А.К. Ритуал и другие формы поведения. М.: Наука, 2008.
  2. Личко А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии. Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л. — 1976. — 57 с.; М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2-е изд.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  5. Мак-Виллиамс Н. Психоаналитическая диагностика. — Москва: Класс, 1998.— 480 с.
  6. Риман Ф. Основные формы страха. Москва, 1999.
  7. Роттер Д. Теория социального научения. М., 1982.
  8. Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды. // Russian Imago. СПб. 2001.
  9. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – М.: Издательство «Алетейя», 1997, 224 с.
  10. Хорни К. Тревожность. Собр. соч. в 3-х т. Т. 2. — М.: Смысл, 1997. — С. 174—180.
  11. Щербатых Ю.В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Воронеж: Истоки, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

UDC: 159.99

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SUBJECTS USING RITUAL ACTIONS

 

Gorlova Anastasia Sergeevna

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: nastyusha.gorlova.98@mail.ru

Summary. This article presents a theoretical study of the psychological characteristics of individuals using ritual actions. The specificity of ritual actions and their causes are described.

Key words: observance, locus of control, obsessive-compulsive personality, accentuation.

 

References:

 

  1. Bayburina A.K. Ritual and other forms of behavior. Moscow .: Science, 2008.
  2. Lichko A.E. Character accentuation as a concept in psychiatry and medical psychology. St. Petersburg: Speech, 2010. — 256 p.
  3. Lichko A.E. Psychopathy and character accentuation in adolescents. — L. — 1976. — 57 p .; Moscow .: Folium, 1995, 64 pp., 2nd ed.
  4. Leonard K. Accentuated personalities. Rostov on Don: Phoenix, 2000.
  5. Mac-Williams N. Psychoanalytic diagnosis. — Moscow: Class, 1998. — 480 p.
  6. Riemann F. Basic forms of fear. Moscow 1999.
  7. Rotter D. Theory of social learning. Moscow., 1982.
  8. Freud Z. Obsessive actions and religious rites. // Russian Imago. SPb. 2001.
  9. Freud Z. Totem and taboo. Psychology of primitive culture and religion. — Moscow .: Publishing house «Aletheia», 1997, 224 p.
  10. Horney K. Anxiety. Collected cit. in 3 t. T. 2. — Moscow .: Meaning, 1997. — p. 174-180.
  11. Shcherbatykh Yu.V., Ivlev EI. Psychophysiological and clinical aspects of fear, anxiety and phobias. — Voronezh: Origins, 1998.

Comments are closed.