Universitat Oberta de Catalunya. Высшее образование по европейски и как стать психологом в Испании.

Итак, прошёл почти месяц с момента начала занятий в университете и я уже вошла в колею учебного процесса и могу сделать определённые выводы о том как работает система высшего образования в Испании, на примере UOC.

Для начала об особенностях самого университета —  UOC один из университетов, который работаей по всё более набирающей популярность в Испании системе дистанционного обучения. То есть это некий аналог привычной нам заочной формы, хотя сейчас он-лайн образование вроде бы рвзвивается и в России, по крайней мере в области гуманитарных наук. Соответственно основная часть обучения проходит через интернет, за исключением итоговых экзаменов, которые сдаются очно в одном из отелений университета, в моём случае находящимся в Барселоне, и конечно же обязательной практики на последних курсах.

Я лично не проходила заочного обучения в России, поэтому не могу однозначно судить о его сложности, и соответственно представление о нём имею довльно поверхностное, по отзывам некоторых знакомых, как о довольно несерьёзной манере обучения, которое проходят в основном «для корочки». Не знаю насколько это на самом деле актуально или справедливо, но что касается подобной системы в Испании, то о несерьёзности тут и речи не идёт. Для начала стоит упомянуть, что диплом дистанционных университетов тут ничем не отличается от дипломов стандартных и ценится работодателями примерно на том же уровне. Что действительно играет роль, так это лишь престиж и рейтинг самого университета, который может быть абсолютно разным как у очных, так и у заочных университетов.

А это означает, что отсидеться, заниматься дураковалянием, а потом прийти на экзамен с надеждой что «ну уж троечку то поставят» тут не получится. Придётся пахать, пахать, и ещё раз пахать, как говорят многие местные даже больше чем на «óчке», так как контроля посещений нет и приходится доказывать, что идёшь в ногу с программой, по настоящему прорабатывая большой объём материала и выполняя многочисленные задания.

А теперь непосредственно к тому как же всё устроено. В целом система высшего образования тут работает совсем не так, как я привыкла во времена моего обучения в России. Тогда, чтобы получить диплом нужно было отучиться пять лет (знаю, сейчас почти все перешли на болонскую систему) по обязательной программе, которая была для всех одинакова, с одним и тем же набором предметов на каждый семестр для всех студентов моего курса. И мы все начинали и заканчивали (тут уж конечно только те кто дошёл до победного конца:)) обучение в один год. Здесь же всё совсем по иному, самое главное отличие – каждый студент может взять и оплатить себе на следующий семестр те предметы, которые ему больше нравятся из программы и в удобном ему количестве, конечно с определенными ограничениями, в очных университетах нельзя брать меньше трёх-четырёх предметов, на заочных можно брать и один. Бесплатных университетов тут нет, однако можно попробовать подать на субсидию от государства, покрывающую часть расходов.

Таким образом чтобы получить степень бакалавра, для которой при полной занятости с успешным прохождением 6-7 предметов каждый семестр нужно потратить 4 года, здесь можно потратить и пять и десять лет! И среди моих знакомых, почти никто не закончил бакалавриат за 4 года из-за необходимости одновременно работать, по семейным обстоятельствам или же просто из-за неорганизованности.

Что касается непосредственно бакалавриата по психологии в UOC, система простая – нужно успешно пройти и сдать примерно 50 предметов, включая два семестра практики, а уж  в каком темпе, всё зависит от студента. Каждому предмету тут присвоено определённое количество пунктов (créditos), как правило 3 или 6, в зависимости от этого составляется цена предмета (в прямом смысле – в евро), соответственно вы каждый семестр будете оплачивать ту сумму, на которую наберёте предметов. За весь цикл обучения необходимо будет набрать 240 пунктов, что соответствует норме бакалавриата.

Получая степень бакалавра по психологии, на последних курсах студент должен выбрать одно из четырёх направлений специализации

· Клиническая психология и психология в здравоохранении

· Психология в образовании

· Психология трудового процесса и организаций

· Социальная психология

Заранее прошу извинить за возможные неточности в переводе, наверняка в российской литературе соответствующие обозначения и термины могут звучать по другому, но здесь в блоге, я лишь буду переводить напрямую наиболее близко по значению, так как я это понимаю.

Каждое из направлений может быть довольно интересным, но что касается нашего классического представления о психологе, принимающем у себя в кабинете клиентов с различными проблемами эмоционального плана, то это соответствует первому пункту, лично для себя я как раз его и рассматриваю (ну разве что есть ещё некоторый шанс, что выберу путь психологии организаций). Но тут кроется небольшая ловушка! То есть изначально можно подумать, что как только получишь диплом бакалавра, можно одевать стильные очки и начинать оказывть психологическую помощь, сидя в кожаном кресле шикарного кабинета в одном из частных центров или госудурственных организаций… Неееет^^ Это было бы слишком просто!

Правда в том, что несмотря на всю кажущуюся привлекательность этого направления, оно по сути дела единственное в этом бакалавриате, после которого ты практически никто и по сути не имеешь возможности работать по специализации! Звучит странно, да? Но обо всём по порядку, дело в том, что исследовать, оценивать, диагностировать, а также оказывать психологическое вмешательство во всё, что связано с общим состоянием здоровья человека, а это почти все эмоциональные расстройства, депрессии, состояния невроза и тд., в Испании запрещено, если ты не обладаешь или степенью магистра в общей медицинской психологии (или психологии здоровья, тут уж как переведёшь, не путать с психиатрией) или специализацией в клинической психологии, которую можно получить только сдав огромный экзамен из почти 300 вопросов, пройдя по конкурсу около 150 мест на многие тысячи претендентов и пройдя дополнительное обучение и практику в гос. учреждениях в течение ещё четырёх лет(!!!), это всё конечно же при условии, что степень бакалавра у вас уже есть. То есть по сути титул бакалавр в медицинской психологии, сам по себе не даёт практически ничего. Нет, конечно же вам не запрещено оказывать психологическое консультирование, но только в том случае, если вы не будете переходить границ, которые я обозначила выше, но вот как это сделать психологу консультанту полноценно, если нельзя ни оценивать, ни диагностировать и не вмешиваться ни во что, что может повлиять на состояние человека, конечно же вопрос ещё тот. Так что, бакалавр тут является лишь необходимым условием для возможности прохождения дальнейшей учёбы или сдачи этого крышесносного экзамена, но сам по себе мало чего стоит.

Поэтому, если мой выбор не изменится, то в дальнейшем предстоит продолжить своё образование на новом уровне прежде чем появится долгожданная возможность работать, оказывая полноценную психологическую помощь людям. Как я уже упомянула, тут существует два варианта: или получать степень магистра в общей медицинской психологии(MGPS — Máster en Psicología General Sanitaria) (это 1.5-2 года) или пытать счастья на мегаэкзамене и получать степень клинического психолога (PEPC — Psicólogo Especialista en Psicología Clínica) в течении ещё 4 лет. При этом есть разница, хоть и совершенно не чётко прописанная в законе в том, что разрешено выполнять PEPC, а что MGPS. В общих словах можно провести аналогию, что PEPC это что-то вроде «специалиста хирурга» , а  MGPS «врача терапевта» в области психологического здоорвья, но как я уже сказала, эта грань, когда MGPS должен перенапралять клиента к PEPC чётко не обозначена, естесственно с выраженными когнитивными расстройствами или расстройствами личности всё понятно, но с кучей пограничных состояний ничего не определено, и остаётся на усмотрение психолога.

Я, в случае успешной учёбы, конечно же выберу идти по пути магистра, так как разница в функциях с «клиническим специалистом» не так очевидна,  да и в целом мой интерес заключается в работе с относительно здоровыми людьми и помощью им, а сфера серьёзных расстройств близких к психиатрии меня мало интересует. Хотя и этот путь не так прост, поскольку конкурс на поступление на MGPS также очень высокий, но не сравним с упомянутым крейзи экзаменом на PEPC, проходящим примерно раз в год.

Итак, возвращаясь к центральной теме, так как это мой первый семестр, я решила взять всего три предмета – Психология развития, Мотвация и эмоции и Психология личности. Несмотря на то что во времени я не сильно ограничена, предпочла не рисковать и начать в медленном темпе, так как мой уровень испанского всё ещё далёк от идеального, и чтобы работать с научными текстами, а также выполнять задания на должном уровне, явно понадобиться время, чтобы «поднатаскаться» и не сидеть со словариком по полчаса над каждой страницей текста =). Плюс надо помнить, что если провалишь один из предметов, то деньги за него не вернутся, и на следующий семестр этот же предмет будет стоить наполовину дороже! Ну а в дальнейшем я надеюсь выйти на полноценные семестры по 6-7 предметов.

Хотя поначалу я всё равно паниковала, постепенно грамотность, скорость чтения и понимания текстов начали расти, и пока я иду что называется up to date. Итак схема работы такова – у каждого студента есть доступ к личному кабинету, в котором появляются «классы» в соответствии с выбранными предметами. В каждом таком «классе» есть свой преподаватель-«начальник» и преподаватель-«сотрудник», который собственно и осуществляет большую часть общения со студентами, даёт задания, отвечает на вопросы, поясняет материал и тд. Общение как между студентами, так и с преподавателяим происходит  в разделе форума в каждом «классе». Также на странице предмета можно найти всю необходимую основную и много дополнительной литературы для успешного его освоения. Как правило, основная литература представляет собой от двух до шести модулей, в сумме примерно от 150 до 400 страниц на предмет.

В течение семестра по каждому предмету нужно выполнить несколько контрольных работ (называются PEC – prueba de evaluación continua), в моём случае в этом семестре на каждый предмет приходится по три РЕС. График выполнения этих работ с указанием крайних сроков сдачи, указан на календарной линейке, которую можно найти в верхней части страницы предмета.

Также на этом календаре обозначены примерные даты на освоение каждого модуля, даты итоговой оценки итд. Общая итоговая оценка за предмет складывается из суммарной оценки за все РЕС и оценки на итоговом экзамене, по формуле 30/40/50/60/70% + 70/60/50/40/30% соответственно, в зависимости от предмета. Итоговый экзамен в этом случае довольно краткий и проходит всего один час. Если же, заваливаешь одну из контрольных работ, то теряешь возможность подобной формулы и идёшь напрямую на итоговый экзамен, но уже по полной программе, с более сложными вопросами и продолжительностью 2 часа, и тогда всё будет на кону этого экзамена без поблажек. Надо отметить, что в любом из этих случаев, ты не имеешь права получить менее 4 (оценка осуществляется по 10-ти бальной системе) на экзамене, меньшая оценка автоматически означает несдачу предмета. Сами же РЕС оцениваются по 5-ти бальной системе с присвоением букв: А, В, С-, С+, D, которые в конце преобразовываются в оценку по 10-ти бальной шкале, и до конца семестра ты не будешь знать всё с точностью до балла.

РЕС представляют собой набор очень практических вопросов или заданий, совсем не то, к чему я привыкла в своём предыдущем университете, хотя и специальность у меня надо сказать была весьма и весьма научно-теоретическая и слабо приложимая к практике :D. Здесь же ты сначала читаешь модули иногда сносного, а иногда очень забористого теоретического текста, а затем, почти всё, что прочитал пытаешься применить на практике, выполняя предложенные задания, иногда попутно выкладывая свои размышления и анализируя теоретическую часть, если этого требует задание.

Несмотря на кажущуюся простоту формулировки контрольных вопросов, в итоге приходится ботанить почти весь соответствующий модуль, чтобы полноценно на него ответить! Например в работе по Психологии личности, был предложен случай одной трудной девушки с описанием простым языком примерно на две страницы, и в одном из вопросов предлагается проклассифицировать её по системе американской школы Шелдона, найти общие пункты с характерологической классификацией её же по системе Хейманс и Лесенн, аргументировать всё это дело, и затем определить к каким направлениям принадлежат эти классификации и кратко эти направления охарактеризовать. И это только один из трёх вопросов в контрольной, и не прочитав вдумчиво практически весь модуль ответить на все вопросы выйдет проблематично…  Более того, количество страниц, которые отводятся на выполнение каждой из работ строго ограничено! Как правило не более половины или иногда одной страницы на каждый вопрос, соответственно это всё существенно усложняет, и приходится нехило напрягать извилины, думая, как же всё уложить в эти пол страницы, сохранив понятную логику ответа и приведя все существенные аргументы, не оставив при этом без внимания ни один из пунктов вопроса.

Ну вот пожалуй и вся основная информация о получении образования в UOC и о том какие пути существуют для того, чтобы стать практикующим психологом в Испании.

Всем спасибо за внимание и хорошего дня!

retrieved from https://alenamaslyakova.livejournal.com/

Comments are closed.