Зачем дороги посыпают реагентами: самые острые вопросы о снегоуборочной кампании на Урале и в мире

«Водителям запрещено обгонять дорожников»: как выглядит уборка снега за рубежом –интервью с экспертом

Этот материал заставит иначе взглянуть на работу коммунальных служб и дорожные реагенты

Снег на дорогах, кажется, вечная головная боль для жителей Екатеринбурга и муниципальных властей.  Автомобилисты и пешеходы часто не довольны качеством уборки, многие из них уверены, что реагенты, которые используются в снегоуборочной кампании, небезопасны. В пример уральцы нередко приводят западные дорожные службы, полагая, что со снегопадами и уборкой они справляются лучше.

Как же на самом деле чистят дороги за границей, действительно ли «химию» для этого не используют и чем российские дорожники  отличаются от иностранных коллег, рассказала Анна Климентова, руководитель Ассоциации зимнего содержания дорог. Ответы на самые популярные вопросы про зимнюю уборку дорог – читайте в этом материале.

Как организована уборка дорог за рубежом?

За рубежом к зимнему содержанию дорог подходят комплексно. Там много денег и времени уделяют погодному мониторингу. Есть четкая система метеопрогнозирования: спутники и датчики в дорожном полотне. Центр управления получает информация о погоде в ближайшие 10 дней. На основании этого дорожникам поступает сигнал, что нужно поехать на такую-то улицу  и обработать ее противогололёдными реагентами. Там дороги обрабатываются предварительно. В Норвегии это настолько продвинуто, что водитель только ведет машину, а техника автоматически по сигналу из Центра рассыпает нужное количество веществ. 

Когда идет снегопад, есть два подхода. Первый – сценарий Нью-Йорка. Там все закрывается, общественный транспорт отменяется, и горожан просят не выезжать. Когда снег  заканчивается, дорожники за два часа прогребают  это все по пустым улицам. После этого жизнь возобновляется. У нас такой сценарий невозможен – у нас каникулы были бы каникулы на протяжении всей зимы.

Второй подход применяют в северных странах. Дороги чистят во время снегопада. Но у дорожников привилегированные права на дороге. Когда идет дорожный клин, его нельзя обгонять, в него нельзя встраиваться. Устраиваются зеленые волны, чтобы клин не останавливался, и быстрее очистил улицы, и водители терпеливо едут за ними. 

Как работают дорожные службы в России?

У нас действительно жесткие  требования к уборке. Это не блажь России, это мировые требования. Во всем мире дорогу с интенсивным движением — выше 3000 автомобилей в сутки –  вы обязаны убрать до черного асфальта за два часа. Иначе – штрафы и аварии. Но наши дорожники – обычные участники движения. Стоят на светофоре, они могут высыпать все реагенты на одном месте – у старых машин нет возможности остановить процесс. Поэтому дорожники стараются делать работу когда машин нет. Рано утром они обработали дороги реагентом, чтобы ничего не  заледенело, поэтому весь день дороги в каше. А ночью дорожники эту кашу убирают.  Вывести дорожный клин во время интенсивного движения можно, но думаю, проклятий на головы дорожников посыплется еще больше.

А как чистят дороги в Москве? Там применяют передовой опыт?

В Москве также используют комплексный  подход. Во многих городах, в том числе в Екатеринбурге, не хватает этой прогнозности. В Москве есть Центр управления, есть метеодатчики прогнозирования. Вся информация  стекается в этот штаб, из штаба идет  распоряжение, сколько и каких реагентов сыпать. За два часа до снега выезжает техника — современная с электронными дозаторами, – они  заранее обрабатывают дороги реагентами. В Москве  уже 10 лет используется 4 вида реагентов: в зависимости от погодных условий. 

Что такое реагенты? Зачем они нужны?

Любые вещества, высыпаемые на дорогу, это противогололедные материалы. Они делятся на  фрикционные, которые  попадая в снег, не растворяются, а создают шероховатость, и реагенты, которые при контакте с водой начинают растворяться, в основном, это разные соли. Люди думают, что там  какая-то химическая реакция происходит, на деле же реакция физическая – вещества растворяются. Это природные вещества – поваренная соль, соль хлористого кальция, хромиаты –  соль из еловых шишек, малины, клубники, киви. Растворяясь, они растворяют и снег, превращают ее в соленую воду, которая не замерзает при низких температурах. Основная задача реагентов – превратить выпавший снег в воду, так  между асфальтом и следующим снегом образуется прослойка воды, которая не будет скрепляться с асфальтом, и машины, когда выедут на дорогу, легко смогут счистить. Ведь основная проблема снега – в том, что он утрамбовывается, образуется очень плотный и скользкий наст, молекулы снега очень  цепкие, если посмотреть под микроскопом – они проникают в молекулы асфальта. Если снег утрамбовался, его уже очень тяжело счистить. Поэтому реагенты сыплют на дороги до осадков. 

А в других городах и странах используют реагенты?

Утверждение, что за рубежом не используют реагенты – миф. Основное оружие  для борьбы с гололедом и утрамбованным снегом – именно реагенты. Ничего другого в мире не придумали.  Например, в Норвегии используется 325 тысяч тонн реагентов в год, в Финляндии 120 тысяч тонн.

Реагенты используют и по всей России. Соли для дорог использовались испокон веков, как в чистом виде, так и в пескосоляных смесях. Люди говорят: раньше не было такого. Но на самом деле, в пескосоляную смесь всегда добавлялось минимум 15% соли. Эта «химия» у нас всегда была. Сейчас появились более современные противогололедные реагенты – смеси той же поваренной соли с другими солями и разными ингибиторами, чтобы сделать смесь менее агрессивной по отношению к металлам и окружающей среде. Грязную составляющую смесей – песок – сейчас убирают, потому что она уже не нужна. Раньше песок не позволял снегу спрессовываться, теперь это делают реагенты. Но без песка в городах станет меньше пыли, грязи, будут меньше забиваться ливневки.

Активисты постоянно выступают против реагентов. Что будет, если не использовать их?

Заменить реагенты предлагают песком и щебнем. Но их невозможно использовать на чистых дорогах – они не позволят держать снег талым. Их можно применять только на дорогах в накате, то есть выпавший снег нужно утрамбовать, а сверху рассыпать желательно горячий щебень. Но это возможно только на низкоинтенсивных дорогах. Когда по дороге проезжает 20 тысяч машин за пару часов, песок сносится с дорог. А автомобили своими шинами подогревают дорогу и образуют колею. Но в Екатеринбурге невозможно содержать дороги в накате – слишком интенсивное движение, будут колеи.

Есть примеры отказа от реагентов. Например, в соседнем Челябинске. В итоге, в январе этого года у них увеличила колейность и, как результат, аварийность. После того, как ГИБДД оштрафовала подрядчика на миллион рублей, власти вернули реагенты. Похожая ситуация была в Красноярске, где под давлением общественников с ноябре мэр решил отказаться от реагентов. Два месяца они чистили дороги механически. Аварийность выросла на 30%. ГИБДД также вышла с резкой критикой, штрафами, сейчас там дали распоряжение использовать реагенты.

Масштабный эксперимент был в Санкт-Петербурге в 2016 году, до этого город применял до 100 тысяч тон реагентов в год. Также был рост аварийность, 9-бальные пробки, потому что во время снегопада скорость автомобилей падает на 15-20 км/ч. Техники не хватало, чтобы вывозить снег. Три года город мучился. В этом году вернулись к реагентам. Это не прихоть дорожников или мэров, это закономерность.

В Екатеринбурге интенсивность движения от 25-50 тысяч автомобилей в сутки. В таких условиях невозможно содержать дороги без реагентов.

А как обрабатывают тротуары?

Екатеринбург — один из первых городов, которые пошел по мировому пути и отказались от песка на тротуарах. Вместо него используют дресву – небольшие камешки, которые создают шероховатость на дороге.

В Москве для тротуаров используется смесь из 70% мраморной крошки и 30% реагентов. Мрамор также создает шероховатость, но к весне он растворятся. Когда снег растает, на дорогах нет скопившегося камня. За зиму на тротуары Москвы высыпают 150 тысяч тонн таких материалов, если бы это гранит или отсев — к весне на тротуарах было бы несколько сантиметров камней. 

Как чистят дороги в Екатеринбурге?

На этот вопрос ответил Владимир Капустин, заместитель председателя комитета по благоустройству:

— Содержание дорог зимой – это сложный процесс. Мы внимательно следим за прогнозами погоды, к нам приходят оповещение о снегопадах. Также существует превентивная обработка противогололёдными материалами, чтобы выпавший снег не сформировался в накат. И после снегопада, организуется посыпание проезжей части, тротуаров, снег убирают вправо. Затем – обработка реагентами. Когда они сработают, гололед отходит, превращается в рыхлый снег, его тоже сметают вправо, после чего он грузится в самосвалы и вывозится на снежные полигоны.

На дорогах мы обязательно используем реагент «Бионорд» от Уральского завода противгогололедных материалов, на тротуарах – мелкофрационный щебень. Отказаться от реагентов невозможно, потому что зимой образуется гололед, в целях безопасности дорожного движения мы вынуждены применять реагенты. Когда-то давно применяли пескосоляную смесь, но соль с песком сгребается вместе со снегом на газоны. И у нас газоны будут не земляные, а песчаные, потом песок опускается в ливневую канализацию, засоряет ее. С реагентами этих проблем нет.

Обязательно к прочтению!!!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.

Comments are closed.